+7 (903) 853-61-60 Написать
О мерах наказания моряков на кораблях парусного военного флота в России начала XVIII века

В армии любой страны мира действует система штрафов и наказаний, целью которой является поддержание воинской дисциплины. На парусных флотах XVIII века эти меры были одними из самых жестких: люди ежедневно находились в экстремальных условиях, рисковали жизнью и лишь суровые взыскания могли заставить моряков строго выполнять свои обязанности.

О мерах наказания на кораблях Азовского военно-морского флота можно узнать из «Инструкций и артикулов военных Российскому флоту» 1710 г. Наказания разделялись на арест, штраф, телесные наказания и смертную казнь.

Несмотря на широкий перечень воинских преступлений, за которые полагалось взыскание, зачастую оно было довольно мягким. Самым распространенным являлся арест. В качестве усиления данной меры провинившегося могли заковать в кандалы («посадить в железа») или перевести на хлеб и воду. Таким образом карались проявления «дедовщины», когда старшие моряки отбирали еду и пожитки у новобранцев, самовольные отлучки с корабля и возвращения до заката (если же человек не возвращался до захода солнца, это считалось почти дезертирством и предусматривало более серьезное наказание).

Многие проступки, связанные с порчей корабельного имущества, карались штрафами, вычетами из жалования или необходимостью возмещения материального ущерба. Чаще всего эти меры применялись, если дело касалось офицера. Однако в случае серьезного преступления старшие чины команды вовсе не освобождались от телесных наказаний, и им так же грозила смертная казнь, как и рядовым матросам.

Лишение жизни на кораблях применялось не так часто, как это может показаться современному человеку: каждый член команды был высококвалифицированным специалистом, замену которому во время похода искать было негде. Минимальная подготовка даже простого матроса занимала несколько месяцев, ведь от него требовалось знание назначения всех корабельных снастей и умение с ними обращаться. К тому же, боевые потери и высокая смертность, вызванная тяжелыми бытовыми условиями, создавали на флоте постоянный дефицит кадров. «Лишиться живота» можно было только за наиболее тяжкие преступления: дезертирство, покушение на жизнь человека, подстрекательство к бунту и тому подобное.

На парусном флоте активно практиковались телесные наказания, которые, в зависимости от серьезности проступка, в равной степени применялись и к рядовым, и к старшим чинам команды. Наиболее распространенными были порка у мачты, купание с реи (когда привязанного человека окунали в воду вниз головой) и проведение под килем.

Килевание — достаточно специфическая мера. Приговоренного привязывали к канату, который пропускали под подводной частью судна поперек борта. С другой стороны корабля несколько человек тащили веревку, протягивая своего товарища под килем. Если моряки тянули сильно, человек мог разбиться насмерть от удара об киль, если же слабо, наказанный рисковал захлебнуться. Такое наказание было достаточно суровым, поэтому удивительно, что, к примеру, за самовольный уход с вахты полагалось трехкратное килевание и порка у мачты всеми членами команды.

Особым образом карали за угрозу холодным оружием. Пойманного за этим человека могли пригвоздить его же орудием преступления к мачте, а провинившийся должен был вырвать клинок, тем самым разрезав себе руку.

Наказания, применяемые на кораблях военного флота в начале XVIII века, были разнообразными. Некоторые из них поражают своей жестокостью, но только такими мерами можно было поддерживать дисциплину на корабле и обеспечивать слаженность действий команды, от которой зависела судьба всего судна.